[скачать в формате doc

9 мая 2012 года мы готовимся отметить 67-летие Победы. Это большой праздник для нашей страны. Как сделать так, чтобы значимость этого дня почувствовали и подростки?

Меняются времена, изменяются нравственные ценности, но неизменным остается интерес к чувствам людей, поэтому в основу первого сценария положены материалы, письма, документы, которые отражают восприятие происходящих событий молодыми людьми, чья молодость пришлась на годы войны. Они были также молоды, как и наши современные подростки и сближают их чувства, которые переживают молодые люди независимо от того, в каком времени они живут – любовь, забота о ближних, дружба, уважение к Родине.

В зависимости от желания организаторов праздника, можно использовать эти материалы для составления собственного сценария праздника.

 

ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «МОЛОДОСТЬ И ВОЙНА»

Звучит запись «День Победы» Д. Тухманова

Звучат позывные московского радио (те, что в годы войны были позывными Совинформбюро) и Левитан читает приказ (запись можно взять в фонохристоматии по истории)

От советского информбюро:

8 мая 1945 года в Германии был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась.

Ведущий ( на фоне мелодии «День Победы»:

Указом Президиума Верховного Совета СССР День 9 мая был объявлен праздником Победы. И вот уже 60 лет мы празднуем этот замечательный праздник.

Сегодня у нас в гостях участники Великой Отечественной войны. Сегодня все цветы – вам, все улыбки – вам, все тепло майского солнца – вам. Вам, страну защитившим, смерть одолевшим.

Ветеранам вручают цветы.

Ведущий обращается к ветеранам:

- Скажите, сколько вам было лет в 1941 году? Как вы были молоды! Как были молоды и те, кто отдал свою жизнь за победу, кто победил. Чем дальше отдаляется от нас война, тем острее хочется понять тех, кому тогда было 17, 19, 20.

Давайте попробуем понять, как они жили, о чем думали, мечтали, как любили. Мы сегодня откроем странички дневников, воспоминаний, прочитаем письма, которые расскажут нам о наших сверстниках 40-х годов.

 

1. Школьный вальс. 21 июня 1941 года. В этот день выпускники школ получили свои аттестаты. Впереди новая, интересная жизнь.

Данеил Аль вспоминает (запись фрагмента композиции «Неколебима как Россия»). Если нет записи – слова ведущего.

- И никто не думал, что утром 22 июня начнется война (звучат первые такты песни «Священная война». На фоне музыки читается следующий текст)

 

Сотни тысяч юношей и девушек в первые же дни войны атаковали военкоматы, требуя немедленного зачисления их в действующую армию. Те, кто по возрасту или по состоянию здоровья не подлежали призыву в армию, вступали в народное ополчение.

Фрагмент композиции «Неколебима как Россия».

 

2. Из письма с фронта:

«Батько родной! Очень хочется верить, что останусь жив. Только здесь, на фронте, я понял, какая обаятельная вещь - жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь и ради жизни, ради Оленькиного смеха, ради твоей седой головы я умру, если это будет надо».

 

3. Из письма А. Долгова:

« Мама, ты все пишешь мне, чтобы я был осторожен, я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир, а с кого же будет брать пример солдат, если их командир в бою будет думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым».

 

Ведущий: Константин Симонов в своих дневниках пишет, что средняя продолжительность жизни молодого лейтенанта, выпущенного в годы войны из училища, равнялась девяти дням.

1. Воздух наполнился громом, гуденьем.
Мир был изломан, был искажен….
Это казалось ошибкой, виденьем,
Страшным, чудовищным миражем….
Только виденье не проходило:
Следом за танками у моста
Пыльные парни в серых мундирах
Шли и стреляли от живота!
Дыбились шпалы!
Насыпь качалась!
Кроме пожара, не видно ни зги!
Будто бы эта планета кончалась
Там, где сейчас наступали враги!
Будто ее становилось все меньше…
Ежась от близких разрывов гранат,
Черный,
Растерянный,
Онемевший,
В жестком кювете лежал лейтенант.

2. Мальчик лежал посредине России,
Всех ее пашен, дорог и осин…
Что же ты, взводный?!
Докажем!..
Осилим!..
Вот он – фашист.
Докажи и осиль
Вот он – фашист!
Оголтело и мощно, вот его знаменитая сталь…
Знаю, что это почти невозможно!
Знаю, что страшно!
И все-таки, встань!

3. Слышишь, просят об этом,
Вновь возникая из небытия,
Дом твой, пронизанный солнечным светом,
Город.
Отечество.
Мама твоя…
Просят твои не рожденные дети,
Просит История….
И тогда встал лейтенант и шагнул по планете,
Вскрикнув не по уставу:
«Айда!!!»
И пошел на врага как вслепую!
(Сразу же сделалась влажной спина)
Встал лейтенант!..
И наткнулся на пулю
Большую и твердую как стена.
Вздрогнул он будто от зимнего ветра
Падал он медленно как на распев…
Падал он долго, упал он мгновенно;
Он даже выстрелить не успел!
И для него наступила сплошная 
И бесконечная тишина…
Чем этот бой завершился – не знаю.
Знаю, чем закончилась эта война.
Ждет он меня за чертой неизбежной
Он мне мерещится ночью и днем.
Худенький мальчик всего-то успевший
Встать под огнем и шагнуть под огнем.
(Р. Рожденственский)

Ведущий: Из каждых 100 человек 17, 19, 20-летних, ушедших на фронт в первые дни войны, 97 не вернулись домой. 97 из 100. 97 молодых жизней трагически оборвались.

Запись взрывов.

Входят 2 чтеца и на фоне взрывов читают фрагменты (можно выбрать 1 или 2 фрагмента).

1. Подснежники.
В курене старого казака Дмитрия Соловьева поселились люди в серых шинелях: веселые, говорливые зенитчики.
Особенно любил шутить широколицый, глазастый паренек, которого звали почему-то Ёжик. Он брал на руки внучку старика и рассказывал ей о далеком селе, где ждала его мать, о том, как он дарил ей первые весенние цветы – подснежники. 
- А какие они, Ёжик? – спрашивала девочка. 
- Голубые, как небо. 
- Значит, эти цветы на небе растут, правда Ёжик? – не успокаивалась она. 
- Чудная ты, Малявка, - говорил солдат, поглаживая широкой грубой ладонью ее русую головку. – Сейчас подснежники вроде как спят, а потом они просыпаются и открывают свои голубые глазки, поняла? 
- А когда цветочки проснутся? – допытывалась Малявка. 
- Скоро, вот как день твоего рождения наступит, так они и проснутся. 
- А ты мне их покажешь? 
- Непременно покажу.

В день рождения Малявки солдаты ушли из дому еще ночью и долго не приходили. 
Утром где-то далеко над Доном летали самолеты, похожие на больших страшных птиц. Стреляли пушки. Малявка сидела у окна и смотрела на ту сторону, куда всегда уходили Ёжик и его друзья. Она видела, как врезался в землю один самолет, потом другой, оставляя за собой черное облако. Девочка хлопала в ладоши и радостно кричала: «Это Ёжик их сбил, это Ёжик их сбил!» 
К вечеру как-то жалобно скрипнула дверь, появились солдаты. Не было слышно обычного смеха, веселых шуток. На руках они принесли Ёжика и положили на широкую скамью. Он едва слышно стонал. 
- Что с тобой, Ёжик, ты заболел? А мы с дедушкой пирог с тыквой испекли, вкусный, будешь есть? 
- Солдаты стояли, низко опустив голову. 
- Малявка, поди сюда, слышь? – прошептал Ёжик. В ослабевшей руке он сжимал маленький букетик голубых подснежников. – Это тебе, - прошептал он, задыхаясь, - в день рождения. 
Худенькие плечи Малявки задрожали, будто от холода, по бледной щеке скатилась крупная слеза и упала на руку Ёжика.
- Не надо, Малявка. Я их с неба достал, - пытался шутить Ёжик. Он хотел улыбнуться, но посиневшие губы не слушались его.

2. Земли потрескавшейся корка
Война. Далекие года…
Мой друг мне крикнул: «Есть махорка?»
А я ему: «Иди сюда!»

И мы стояли у кювета,
Благословляя свой привал,
И он уже достал газету,
А я махорку доставал.

Слепил цигарку я прилежно
И чиркнул спичкой раз и два.
А он сказал мне безмятежно:
«Ты сам прикуривай сперва».

От ветра заслонясь умело
Я отступил на шаг всего,
Но пуля, что в меня летела,
Попала в друга моего.

И он качнулся как-то зыбко,
Упал, просыпав весь табак,
И виноватая улыбка
Застыла на его губах.

И я не мог улыбку эту
Забыть в походе и в бою
И как шагали вдоль кювета
Мы с ним у жизни на краю…

Жара плыла. Метель свистела…
А я забыть не мог того,
Как пуля, что в меня летела,
Попала в друга моего.
К. Ваншенкин

Ведущий Тяжело терять своих друзей, еще тяжелее было сознавать, что погибли они в самом начале своего жизненного пути, «не долюбив, не докурив последней папиросы». Эти строчки из стихов молодого поэта Николая Майорова, погибшего совсем еще юношей в 1942 году под Смоленском. Доброволец-разведчик погиб не дописав последнего стихотворения, не дождавшись книги своих стихов, не раскрыв всех своих возможностей. Все в его жизни осталось не завершенным кроме ее самой.

3. Погибли на войне молодые поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко. Сколько погибло на войне талантливых писателей, ученых, музыкантов, инженеров, сколько прекрасных замыслов не реализовано. Война перечеркнула их прекрасные мечты и надежды. Очень рано эти юные мечтатели становились мудрыми. «Мудрость, - писал Семен Гудзенко, - приходит к человеку с плечами, натертыми винтовочным ремнем, с ногами, сбитыми в походах, с обмороженными руками, с обветренным лицом».

4. «Что такое воевать зимой? – рассказывал А.С. Куц, - помню бой под деревней Дедово. Земля смерзлась как камень, не возьмешь лопатой. Окопы мелкие, голову нельзя приподнять. Мы ведем огонь. Чувствую, что ноги одеревенели, а я лежу за пулеметом. Чтобы хоть немного согреться бью ногами по земле. А что толку? Местность открытая, если встанешь – срежет фашистская очередь. Надо ждать ночи. Потом оказалось, что большие пальцы на ногах почернели. Боялся, что ампутируют, правда, молодой организм выдюжил».

4. «Дорогие солдаты! Мы наступали в распутицу, - говорил И.А. Эйдельман, рядовой, - под Полотняным заводом шли по глубокому снегу, в сапогах хлюпает вода. Мы снимали сапоги, выливали из них воду и шли дальше. Трудно себе это представить в мирной жизни. Полтора месяца не разувались. Портянки истлевали на ногах».

Ведущий: Тяжело было на войне, но молодежи свойственен оптимизм: «ценили бойцы и находчивость и шутку», В каждой роте был свой Теркин, которого любили и бойцы и командиры: за то, что в бою не жалел он себя, а в минуты отдыха своими шутками да байками поднимал всем настроение.

Отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» (можно инсценировать)

О потере
Потерял боец кисет
Заискался – нет и нет.
Спят бойцы, кому досуг
Бородач горюет вслух. (далее по тексту)

Ведущий Все тяготы солдатской жизни взвалили на свои хрупкие плечи молодые девчонки.

9 тысяч девушек мобилизовал в годы войны комсомол. Они взлетали навстречу смерти на своих легких бомбардировщиках, уходили в разведку, выносили раненых с поля боя…

Запись песни «Вальс» комп. Тухманова в исполнении С. Ротару.

1. Из письма участника войны Галузина. 

Наташа – свет! 
Мы тогда рвались к Гдыне, бои были страшные. Как-то батарея наша остановилась на небольшой сельской площади. Где-то недалеко гремел бой, а мы вроде резерва были, ждали приказа, где занимать позиции На войне ведь иной раз не знаешь, какой день недели: то ли вторник, то ли среда, может десятое, а может и двенадцатое. И вот как-то спохватился: «Эх, братья-славяне, а ведь сегодня наша Наташа – именинница!» А сама Наташа вспыхнула маковым цветом. «Надо же, - говорит, - мне двадцать уже стукнуло, а я и забыла!» И пошло, и поехало. Каждый начал вспоминать, как праздновали дни рождения в мирные времена. Вскоре о Наташиных именинах знал весь артиллерийский дивизион. По такому случаю начальник штаба Андрюшин построил дивизион и на левом фланге, как всегда, стояла медсестра Наташа-свет. 
«Сегодня, товарищи бойцы, мы отмечаем двадцатилетие старшего сержанта Натальи Воробьевой, а попросту нашей Наташи-свет, - сказал он, с семнадцати лет она на фронте вместе с нами. 
Она вышла из строя, светится вся от молодости и счастья. И тут капитан вручил ей букет подснежников. Тут же на площади, недалеко от нашего строя, стояли небольшой стайкой польские женщины и наблюдали за нами с любопытством. Наташа поблагодарила солдат, а когда капитан распустил строй, бегом бросилась к польским женщинам и принялась раздавать свой букет. А потом достала из полевой сумки пачку рафинада и принялась угощать детей. 
Вечером батарея выдвинулась на околицу. Вражеские танки прорвали небольшой участок фронта и шли на наш полк. Бой был короткий, жестокий. И в самом конце его погибла наша Наташа-свет. 
Хоронили Наташу ранним весенним вечером. По одну сторону стояли артиллеристы, а по другую – жители-поляки. На груди Наташи светились две медали «За отвагу». 
Запись шума боя.

Ведущий Война, смерть, но в этих условиях помогала, согревала любовь. В минуты боя, в краткие часы отдыха вспоминали своих любимых. 
Далее письмо читается на фоне музыки. Можно взять «Романс» из музыки Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». 

«Милая Тонечка! Я знаю, прочтешь ли ты когда-то эти строчки. Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет жаркий бой, смертельный. Танк наш подбит. Вокруг нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь. Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза и мне становится легче – ведь ты со мной. Танк содрогается от вражеских разрывов. Но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я отдыхаю, с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда. Хорошо умирать, когда знаешь, что есть близкий человек, который думает обо мне, любит. Сквозь пробоины танка я вижу улицы, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие, у вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же, как эти цветы, - красивая и счастливая. За нее умереть не страшно!»

Из фронтовой переписки (Выходят Он и Она)

ОНА: Ты уехал, уехал! Я шла усталая и тревожная и медленно подкатывалась тоска. Утром встала вовремя. Солнце. Шумят ели. Левка, доброе утро! Вижу твои усталые глаза, самые прекрасные, самые смелые, самые любимые, будь тверд и силен. Будь такой, какой есть. Сбереги все хорошее.

ОН: Под пулями шепчу твое имя. У меня есть сумка, в которой я ношу тетрадь для писем, записную книжку. «Овод» Войнич. Там есть два сокровища – два твоих письма. Утром я написал тебе письмо снова пишу. Какие муки таит в себе жизнь. Я сижу в лесу. Сквозь деревья падает луч света. Ты знаешь, я не трушу, нет. И это правда. Но во мне произошел конфликт. Вся моя нежность, любовь к природе, вдруг сопоставляется с дикими унижениями жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на людей убитых, на все то изуродованное, что я так люблю. Дай мне силу подавить в себе безграничную любовь ко всему. Мать моя земля, помоги мне и ты, ты дай мне силу…

Ведущий выходит и ведет диалог с юношей.

Ведущий: Что было самым трудным для тебя в первые дни войны?

Юноша: Стрелять в человека.

Ведущий: Но ведь ты знал, что идешь на войну, ты ушел добровольцем.

Юноша: Отдать свою жизнь за Родину, если понадобится – этому я готов. А вот стрелять… Мы ведь поначалу думали, что фашисты надели шинели на простых людей, которые не хотят и не будут воевать.

Ведущий: Что бы расстаться с этой наивной верой потребовалось не месяцы – дни. Еще в июне 1941 он мальчик, плакал над «Оводом», а спустя полгода, в ноябре, пишет:

Юноша: Знаешь, мне дают 25-27 лет.

ОНА: Знаешь о чем мечтаю? Как мы сядем на нашем крыльце и будем перечитывать вместе книги, которые читали врозь. Я тебя просто жду каждую минуту.

Песня Тухманова «Последняя дата»

Ведущий: 
Наша молодость была недлинной.
Покрывались ранней сединой
Нашу молодость рвало на минах,
Заливало таллинской водой.
Наша молодость неслась тараном –
Сокрушить германский самолет.
Чтоб огонь ослабить ураганный –
Падала на вражий пулемет.
Прямо сердце дулом прикрывая,
Падала, чтоб армия прошла.
Страшная, неистовая, злая –
Вот какая молодость была.
О. Бергольц

С какой радостью встречали вести об освобождении наших городов, и вот, наконец, наступил долгожданный день - день, который ждали все 4 года и приближали его как могли – День Победы.

Ведущий обращается к ветеранам с просьбой рассказать, как они встретили День Победы. О чем мечтали тогда, такие молодые и счастливые. Чего хотелось больше всего?

Ведущий: Вернувшись домой после войны повзрослевшие сыновья и дочери, но очень многим, преступившим порог родительского дома, не суждено было обнять своих матерей, своих любимых, но их продолжали ждать матери, для которых они остались вечно молодыми.

Над могильной плитой,
Над стрелой обелиска,
Только глянешь – и к горлу комок –
Опустилась рука, положила записку
-С днем рожденья тебя, мой сынок…
Это мама пришла,
Поседевшая рано,
Белый шрам от войны на виске,
И дышала гвоздика – незажившая рана
На пронзительно чистом листке….
Начертала война на трагических плитах
Имена, имена, мена,
Вы навек рождены!
Вы вовек не забыты,
Если Родина-мать спасена.

Ведущий: 67 лет мы живем с вами под мирным небом. 67 лет – целая жизнь. Сегодня каждый понимает, что война не должна повториться.

Мы все живем на одной планете и все земляне хотят мира себе, своим детям и внукам. На земле не должны взрываться бомбы и ракеты, на земле должны петь птицы, должны смеяться дети.

Запись песни рок-сюиты Морозова «Утро планеты» - «Утро планеты» и слайды.

Автор-составитель Верезубова И.В.