[скачать в формате doc

Принцип «повода»

«Спрашивать и отвечать – вот девиз познания и обучения. Сама природа идет навстречу этому девизу: ребенок рождается с познавательной потребностью, а она неотделима от вопросов. Ребенок, например, указывает на интересующий его предмет и спрашивает: «Это? Вот! А это?». Он хочет узнать «имя» предмета. И мы ему отвечаем: «Это лампа, это сахар, это кот». Постепенно характер вопросов меняется: любимым становится вопрос «почему?», и дети превращаются в неуемных «почемучек». В дошкольном детстве ребенок «открыт» для вопросов. В школе положение меняется: исследования психологов, и наблюдения за учащимися показывают, что работа с вопросами вызывает у них затруднение. Многие, например, не могут отвечать на обращенные к ним вопросы, самостоятельно ставить поисковые вопросы и отвечать на них. Создается некая парадоксальная ситуация: школьник не умеет делать того, к чему он был расположен в детстве. Возникает вопрос: «Почему?» Вероятно, в самом школьном обучении есть какие-то изъяны, которые помешали взойти росткам любознательности. Может быть, дело в том, что при современной постановке обучения те знания, которые преподносятся ребенку, не являются ответами на возникающие его вопросы. Эти знания могут находиться вне того, о чем он хотел бы узнать. Это явление метко описал Януш Корчак: «Ребенку хочется знать, как произошли слова «бутылка», «пробка», а школа отвечает ему: бутылка – имя существительное, пробка – имя существительное. При таком положении дел усвоение знания похоже на принудительное кормление до того, как возник аппетит. Естественно, что вопросы при таком обучении у детей не возникают: спрашивать незачем. Это отсутствие потребности спрашивать тем сильнее, чем больше школа требует от детей запомнить и ответить, оставляя где-то на втором плане задачу понять.Такая «духовная пища» ведет к хронической потере познавательного аппетита; вопросы перестают возникать, потому что детская любознательность гаснет. Пробуждать у ребенка вопросы, ответы на которые он будет находить в получаемых знаниях, - вот лучший способ подготовить его к активной работе ума, к возникновению дальнейших вопросов и к стремлению получить новые знания, т.е. преобразовать детскую любознательность в жажду знаний как свойство личности, духовную потребность». Я абсолютно согласна с авторами книги «Когда книга учит» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. «Когда книга учит». М. «Педагогика». 1991). И одна из задач интеллектуальных игр и программ, разрабатываемых Лабораторией «Современные игровые технологии в образовании», пробудить в детях любознательность и научить самостоятельно находить ответы на возникающие у них вопросы. Как показала практика нашей работы прием, который мы называем «повод»позволяет заинтересовывать детей больше знать, больше читать. В прелагаемой программе «Красная Шапочка и другие» «поводом» узнать о животных, растениях и даже правилах хорошего тона является текст самой сказки. При организации программы учитывается важнейшая потребность детей -сегодня все устали быть зрителями – хочется быть участниками процесса, и игровая познавательная программа в полной мере реализует эту потребность. Организаторам программы важно самим «включить» свое игровое поведение и помнить, что данная программа – это тренинг, который позволяет ребятам научиться:
- слушать и слышать друг друга; выслушивать мнение других и уметь настоять на своём мнении, если считаешь его более правильным в данной ситуации; программа позволяет детям приобрести навык групповой работы, направленной на решение конкретной задачи;- достойно не только выигрывать, но и проигрывать. Радоваться не только собственным успехам, но и успехам других; программа даёт радость взаимного узнавания, появляется чувство взаимного доверия.
Программа рассматривается как способ обучения.Задания и вопросы, предлагаемые детям, очень информативные, расширяют кругозор, требуют от игроков умение логически мыслить. Не случайно, девиз программы: «Не знали, будете знать!».

Данные программы позволяют «включать» познавательный интерес детей и его поддерживать при условии, если педагогами создается система таких игр и программ. Разовые программы – это экзамен. Система программ – тренинг, и в этом случае дети не будут бояться «не стать победителями» в одной программе. У них появляется шанс приготовиться лучше к следующей программе, и они будут готовиться к ней с большим интересом.

 

Подготовительная работа

Для подготовки программы требуется 5-7 дней. Необходимо разделить класс на 3-4 команды, которые должны подготовить:

- Презентацию своих команд (название, эмблема, девиз) и бейджики для каждого игрока команды.

- Нарисовать иллюстрации к сказке Ш.Перро «Красная шапочка»

Организаторам необходимо:

1. Подготовить раздаточный материал и бумагу для выполнения ребятами ряда заданий.

2. Подготовить видеопроектор для демонстрации иллюстраций. Приготовить карту мира с изображением Франции.

3. Приготовить музыкальные конкурсы и заставки: Песенка Красной Шапочки из к\ф «Про Красную шапочку», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского .

4. Приобрести призы.

5. Определить состав жюри и состав ассистентов. В качестве ассистентов могут выступать дети, которые по каким-то причинам не вошли в составы команд.

6. Продумать систему оценок конкурсов. Для оценки конкурсов изготовить своеобразные «денежные единицы» - «шапочки» (вырезанные из красной бумаги силуэты шапочки), которые будут вручаться по итогам каждого конкурса. В конце программы устраивается аукцион, на котором за свои денежные единицы ребята могут «приобрести» призы. Организаторам следует предусмотреть несколько крупных призов и обязательно приготовить и мелкие призы, которые смогут «купить» те, кто не смог «купить» основные призы. Необходимо предусмотреть призы для участников конкурса «Иллюстраторов» или дополнительные «денежные единицы».

7. Подготовить помещения для программы, подготовить столы, стулья для команд и для жюри.

Для оформления помещения используются иллюстрации к сказке «Красная шапочка», выполненные ребятами. По окончанию программы награждаются все художники-иллюстраторы.

 

Сценарный ход программы

На начало игры звучит музыкальный фрагмент из кинофильма «Про Красную шапочку» (муз. А Рыбникова, сл. Ю.Кима).

Ведущий: Более 300 лет замечательный французский писатель Шарль Перро написал сказку «Красная шапочка» и сегодня эту сказку знают и любят дети во всех странах мира. Вы эту сказку читали много раз. Но сегодня наша любимая сказка поможет нам узнать много нового и интересного, и вы сможете принять участие в различных конкурсах. О конкурсах я вам расскажу чуть позже. А сейчас я хочу представить команды, которые сегодня принимают участие в нашей программе. Я называю команду – все игроки команды встают, называют свой девиз, а мы приветствуем их аплодисментами. (Идет представление команд)

Ведущий: С командами мы познакомились, а теперь позвольте мне преставать наше жюри (представление жюри). Итак, жюри представлено и настало время рассказать вам о том, как будут оцениваться участие команд в конкурсах. В нашей программе 12 конкурсов (организатор называет то число конкурсов, которое будет им определено). По итогам каждого конкурса вы будете получать не совсем обычные оценки. Это будут денежные единицы - «шапочки», за какие-то конкурсы вы можете получить 1, 2, или 3 «денежные единицы», а за какие-то – 2, а за какие-то - только по одной «шапочке». В конце программы вы сможете поучаствовать в аукционе и приобрести на ваши «шапочки» призы. Хочу добавить, что на вопросы вы будет отвечать письменно, поэтому прошу ассистентов раздать командам бумагу для ответов, и каждая команда в правом верхнем углу напишет название своей команды (командам раздаются листочки для ответов и ребята пишут названия команд). Уточняю - ответ от команды подается один. И вопрос или задание читается только один раз, поэтому прошу всех быть очень внимательными.

Прошу всех обратить внимание на замечательные иллюстрации, которые сделали участники к этой программе. В конце программы жюри подведет итоги конкурса «Иллюстраторы» и вручит командам дополнительные «шапочки» за лучшие работы. Итак, команды готовы? Можно начинать?

Мы начинаем читать сказку, и все наши конкурсы будут так или иначе связаны с текстом сказки.

Ведущий: «Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.

Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили:

-Вот Красная Шапочка идет!

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

- Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она ».

Конкурс 1. Ведущий: - Давайте мы положим тоже в корзинку для бабушки вкусные подарки. Это будут блюда и продукты, название которых начинается на букву «С». Ровно через минуту вы напишите название блюд и продуктов, которые начинаются на букву «С».

Дети пишут названия и отдают свои ответы ассистентам, которые передают их в жюри. Можно этот конкурс провести в виде аукциона. Жюри оценивает ответы команд и вручает «шапочки» командам (1, 2 или 3).

Конкурс 2. Ведущий: А еще мама положила в корзиночку ЭТО, чтобы бабушка быстрее поправилась. Я вам сейчас про ЭТО расскажу, а вы угадаете, о чем идет речь, и напишите свой ответ на следующем листочке, который у вас уже подписан. Итак, будьте очень внимательны.

Вопрос: В Египте это давали рабам, что бы они не падали от усталости. В Испании – петухам перед боем, на Руси – привязывали детям на грудь от злых болезней. Что это? 
- лук 
- полынь 
- чеснок 
(ответ: чеснок) 
Дети пишут свой ответ и передают его ассистентам, которые передают ответы команд в жюри. За правильный ответ командам вручается по одной «шапочке». Итоги подводятся после каждого конкурса и количество «шапочек» определяется условиями конкурса. Эта система очень удобна в работе жюри, так как не нужно все время считать нарастающие суммы очков. Дети с удовольствием получают свои «шапочки» и им интересно видеть результаты конкурсов на своем игровом столе. Далее по тексту я не буду делать замечания по поводу работы жюри. Важно своевременно подводить итоги и вручать «денежные единицы» командам.

Вопросы с вариантами ответов можно усложнять – предлагать детям ответить на вопрос без вариантов ответов. Это зависит от возраста детей. Детям 1-2 классов лучше предлагать вопросы с вариантами ответов, а детям 3-4 классов уже без вариантов. Ведущему следует поддерживать игровой настрой команд и можно использовать типы вопросов по складывающейся ситуации.

Ведущий: Итак, мы продолжаем читать сказку Шарля Перро. «Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, в другую деревню ».

Звучит песня из кинофильма «Про Красную Шапочку». Перед началом куплета запись выключается.

Конкурс 3. Ведущий: - Вот какая замечательная песенка. Давайте вспомним, о каких представителях животного мира поется в этой песенке? Время. (ответ: крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты, зеленый попугай).

Конкурс 4. Ведущий: Читаем сказку дальше. Только прошу вас очень внимательно прослушать следующий кусочек текста. «Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк…. Облизнулся Волк и спрашивает девочку: 
- Куда ты идешь, Красная Шапочка? 
А Красная Шапочка….. поздоровалась… с Волком и говорит: 
- Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла».

Ведущий: - А теперь, внимание, вопрос. Какие ошибки допустили Волк и Красная Шапочка? 
(Волк не поздоровался, Красная Шапочка заговорила с незнакомцем). Ведущий разговаривает с детьми о том, как следует себя вести с незнакомыми людьми. В разговоре участвуют все дети и всем вручаются по 3 «шапочки».

Ведущий: Вы помните продолжение сказки? Давайте проверим. Дети вспоминают, что же происходило по сюжету сказки дальше. «- Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я пойду по этой дороге, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет». 
Конкурс 5. Ведущий (предлагает детям конкурс «Лабиринт»): Посмотрите сколько перед Красной Шапочкой дорог. Давайте поможем ей пройти к бабушке. Рисунки с лабиринтом раздаются детям, и они находят верную дорогу для Красной шапочки. (Вариант лабиринта на дискете)

Ведущий: Молодцы, вы все сделали правильно. Давайте читать нашу сказку дальше: 
«А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты». 
Конкурс 6. А сейчас мы с вами попробуем узнать, какие цветы собирала Красная Шапочка для бабушки. Я вам задам вопрос, и назову три варианте ответов. Вы должны будете подумать, обсудить и написать ваш вариант ответа. Будьте очень внимательны 
Вопрос: Эти цветы по легенде в древние времена были зонтиками для гномов. Этот цветок считается прародителем пышной крупноцветной хризантемы. В народной медицине цветки этого растения применялись для лечения горла. Что это за цветок? 
-колокольчик 
-ромашка 
-гвоздика 
(ответ: ромашка)

Конкурс 7. Ведущий: А еще в лесу Красная Шапочка встретила разных животных, птиц и насекомых. Давайте узнаем вместе, кого же встретила в лесу Красная шапочка. Я вам задаю вопрос и предлагаю три варианта ответов, один из них – правильный. 
Вопрос 1. Кто из этих представителей животного мира может поднять груз почти в 100 раз больше собственного веса? 
-белка 
-хомяк 
-муравей 
(ответ: муравей)

Вопрос 2. Какое из этих животных может прыгать на расстояния в 100 раз больше собственной длины? 
-кенгуру 
-лягушка 
-заяц 
(ответ: лягушка)

Конкурс 8. Ведущий: А еще Красная Шапочка встретила удивительных животных. Только эти животные «зашифровались». Вам предстоит «расшифровать» их, и назвать этих таинственных незнакомцев (детям раздаются карточки с «зашифрованными» названиями животных). Отгадайте, кто они? 
КАКОШ (кошка) 
ВАРОКО (корова) 
ЫМШЬ (мышь) 
ИРЖАФ (жираф) 
Ведущий: Назовите, какое из этих животных имеет наименьшие размеры? (ответ: мышь) 
А еще, назовите, пожалуйста, животное, которого ну ни как не могла встретить Красная Шапочка в лесу? (Ответ: жираф) Почему? (рассказ ведущего о том, где обитают жирафы. Во Франции жирафе не гуляют по лесам)

Ведущий: Давайте почитаем нашу сказку дальше. «Не успела Красная Шапочка еще и до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь. – Тук-тук! 
- Кто там? – спрашивает бабушка. 
- Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк тоненьким голоском.- Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла. 
А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула: 
- Дерни за веревочку, дитя мое, - дверь и откроется!». 
Волк дернул за веревочку – дверь и открылась. Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Потом … улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку. … Вошла девочка в домик… Присела рядом с Волком и спрашивает: 
- Бабушка, почему у Вас такие большие уши? 
- Чтобы лучше слышать, дитя мое».

Конкурс 9. Ведущий: Давайте проверим ваш «слух». Внимательно прослушайте и попробуйте вспомнить название музыкального произведения, запись которого вы сейчас услышите. 
Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

Ведущий: Молодцы. Слух у вас хороший. А вы помните, что было дальше? Итак, читаем сказку. 
«- Бабушка, почему у Вас такие большие глаза? 
- Чтобы лучше видеть, дитя мое».

Конкурс 10. Ведущий: Давайте посмотрим насколько вы внимательные. ( Ниже приводятся конкурсы и ведущий может выбрать задание по своему усмотрению). 
Конкурс «Экстравагантная ворона». Ребятам предлагаются две картинки, на которых нужно найти различия. (Материалы на дискете). 
Конкурс «Предметы на букву «К». Ребятам предлагается внимательно рассмотреть картинку «Неразбериха» и найти изображенные на ней предметы, начинающиеся на букву «К». После игры во время подведения итогов можно поговорить с детьми о тех «ошибках», которые допустил художник. (Иллюстрация «Неразбериха» на дискете).

Конкурс 11. Ведущий: Помните, какой вопрос еще задала Красная Шапочка Волку? 
«- Бабушка, почему у Вас такие большие зубы?» Я вам сейчас загадаю загадку. 
Загадка: Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Что это? (ответ: пила) 
Загадку вы отгадали. А вот знаете ли вы, как нужно ухаживать за зубами? Ведущий беседует с детьми и вместе они вспоминают, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми. . В разговоре участвуют все дети и всем вручаются по 3 «шапочки».

Ведущий: Мы почти дочитали сказку. Вы помните, чем она заканчивается? «Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой Волк бросился на нее и проглотил…Но, к счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки…Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые». Вот такой счастливый конец у этой сказки. 
Сказка закончилась и закончилась наша программа. Давайте подведем ее итоги. Посчитайте свои «шапочки», они вам необходимы для участия в аукционе. (Детям объясняются правила проведения аукциона). Но прежде чем мы проведем аукцион, мы попросим жюри подвести итоги конкурса «Иллюстратор» и вручить «шапочки» нашим командам (12-ый конкурс – конкурс «Иллюстраторов»). 
Проводится аукцион и команды «приобретают» призы. 
Можно в конце программы показать детям на географической карте Францию и поговорить о том, какие еще сказки написал Ш.Перро, каких зарубежных писателей они еще знают, решить вместе с детьми по какому произведению будет подготовлена следующая программа.

Принцип «повода» может быть использован при подготовке разных программ, например, по сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», А. Лингрен «Карлсон, который живет на крыше», «Кошкин дом» С. Михалкова. Для ребят среднего школьного возраста можно сделать программы по произведениям Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране Чудес» или Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

Этот принцип был использован при подготовке интеллектуальных игр для старшеклассников. Мы сделали программы – «Евгений Онегин» как энциклопедия, Таблица Менделеева как энциклопедии и «Слово о полку Игореве» как энциклопедия.

Принцип «повода» очень хорошо использовать и при организации работы с датами календаря.

Автор-составитель Верезубова И.В.

Литература
Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. «Когда книга учит». М. «Педагогика». 1991
Я Корчак. Избранные педагогические произведения. М. 1966. С. 67