23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте. Инициатором первого проведения праздника стал президент российского клуба музыкантов-народников Дмитрий Белинский. Благодаря этому замечательному человеку, являющемуся к тому же заслуженным артистом РФ и директором Русского концертного квартета «Сказ», день балалайки приобрел статус ежегодного и объединил под своим крылом балалаечников со всего мира.

Доподлинно неизвестно, когда началась история балалайки и гипотез по поводу её происхождения чрезвычайно много. Одни музыковеды предполагают, что это исконно русский инструмент, другие уверяют, что она заимствована у киргизов и прародительницей ее является домбра. А некоторые считают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига, но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа.

Неизвестно, кто прав, но отечественные историки считают, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать в 16-17 веках и попала она в руки к скоморохам, и распространилась, благодаря народным весельчакам, по всей Руси.

В 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру. Но отец Петра, Алексей Михайлович, игру на музыкальных инструментах не поощрял. Даже издавал указы отбирать их у скоморохов и сжигать. Тех, кто не подчинялся, ждало наказание плетью. А наиболее упрямых могли даже сослать.

Но прошло немного времени, царь умер, об его указе быстро все забыли, и балалайка вновь стала веселить простой народ – крестьян и городских ремесленников. Задорный тембр балалайки привлекал внимание и высшей знати. Петр I, Екатерина II, Павел I – русские императоры и их окружение не отказывали себе в удовольствии повеселится под задорный звук инструмента.

Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на её пути страстного любителя русской народной музыки дворянина Василия Васильевича Андреева. Образованный молодой человек, путешествуя по Европе, обратил внимание: в Италии есть мандолина, в Испании – гитара, а в России? Услышав звуки "трехструнной" у своего дворового Антипа, Андрееву так по душе пришлась сия музыка, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» – то есть сделать балалайку любимицей не только народа, но и светской публики. И это ему удалось – балалайку полюбили все!

Существует целых 7 видов балалаек. Именно благодаря Василию Андрееву был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Это: пикколо (самая маленькая), дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас (почти до 2 метров длиной). Эта великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра В.В Андреева.

Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий.

С 1892 года этот оркестр неоднократно бывал с концертами в США и во многих странах Европы. В Париже даже появились модные духи «Светит месяц» и дамское туалетное мыло «Под яблонькой».

В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе.

В 1902 году на Парижской выставке и на петербургской выставке «Музыкальный мир» 1906–1907 гг. балалайки, сделанные по чертежам и эскизам Андреева, получили большие золотые медали.

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью. Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей – английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры – вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему, стоя, рукоплещет весь мир.