У каждого христианского народа есть свой излюбленный образ небесных покровителей. У чехов это святой Вацлав, у Англии – архангел Михаил. В России есть свои особо почитаемые святые, например, Георгий Победоносец, Николай Угодник или апостол Андрей Первозванный. Но больше всего наши предки издревле почитали Божью Матерь, и именно она в первую очередь считается заступницей Земли Русской.

 

Святых мест на Земле много, но именно четыре удела Пресвятая Богородица взяла под особое свое покровительство.

Удел Богородицы – в православном предании, «жребий» Божией Матери на земле – священная земля, которая почитается Поместными православными церквями как великая святыня, находящаяся под особенным покровительством и небесным управлением Божией Матери.

Известны четыре удела Богородицы:

  • Иверия – первый и главный удел, обретенный Богородицей сразу после распятия Иисуса Христа в I веке (современная Грузия).
  • Святая Гора Афон. Афон расположен в Греции, на востоке полуострова Халкидики, который омывается водами Эгейского моря.
  • Киево-Печерская лавра (г. Киев, современная Украина)
  • Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия, Нижегородская область, село Дивеево)

Для того чтобы понять, как это произошло, нужно обратиться к истории.

 

Когда в 44 году от Рождества Христова иудейский царь Ирод Агриппа начал преследовать христиан, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали, что им лучшее покинуть Иерусалим, а перед этим решили бросить жребий, чтобы определить – кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия. Богоматерь изъявила желание тоже участвовать в жребии и пойти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Для неё жребий пал на Иверию.

 

Первый удел. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме. Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился апостол Андрей Первозванный. Она пообещала быть его Покровительницей и вручила ему Свой нерукотворный образ для благословения Иверии. Андрей Первозванный отправился в Иверию и стал проповедовать там Евангелие. И в начале IV века христианство окончательно утвердилось в Иверии. Впоследствии, в IV–VI веках, Грузия стала христианским государством.

 

Вторым уделом стал Афон.

В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, начатые Иродом в Палестине, и Ей вместе с апостолом Иоанном Богословом пришлось скрываться. Они оправилась на Кипр. Во время плавания началась буря и корабль был отнесён ветром к берегу Афонской горы, населённой язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ. Сегодня Святая гора Афон считается крупнейшим в мире средоточием православного монашества. ЮНЕСКО включил Афон и полуостров в список Всемирного наследия.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Афон – единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

 

Третий Удел – Киево-Печерская Лавра, основанная русским Афонским монахом преподобным Антонием по повелению Богоматери.

В XI веке в одном из афонских монастырей (монастырь Эсфигмен) появился монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену этого монастыря, что Антонию следует идти к себе на родину, на Русь, что он и сделал. Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие, и вскоре стало очевидным, что на этом месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.

Так около 1028 года образовалась Киево-Печерская лавра – первый духовный центр Руси и Третий удел Пресвятой Богородицы.

 

Дивеево – это четвёртый земной удел (земной жребий) Пресвятой Богородицы, покровительницей которого Она является, и только в Свято – Троицкий Серафимо – Дивеевский монастырь Она является каждый день.

Начало Четвёртого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова. В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды в ведении к ней явилась Богородица и велела ей отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у стены деревянной приходской церкви. Здесь ей явилась Матерь Божия и сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём. В Серафимо-Дивеевском монастыре находится большое количество храмов, посвященных именно Богородице.

 

Не путайте «земной удел» с «домом» Богородицы, так как Её Домом является Россия.

Святая Русь издревле именовала себя «Домом Пресвятой Богородицы», поэтому на Руси с большим трепетом почитали Ее чудотворные иконы. Особой любовью пользовалась Владимирская икона, изображающая Младенца Христа на руках у Божией Матери. И, конечно, не случайно эта икона оказалась в России.

Владимирская Икона Богородицы, самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской православной церкви.

Интересна история этой святыни православного мира. Началась она в 12 веке, когда патриарх Византийского Царьграда преподнес в дар князю Юрию Долгорукому чудотворный образ Богоматери. До середины 5 столетия она находилась в Иерусалиме. Считается, что автор, который написал икону, ученик Господа Иисуса Христа – апостол Лука (был врачом и художником), один из 70-ти апостолов.

Икона, как гласит легенда, икона написана Лукой на доске, изготовленной из стола, за которым обедали Иисус Христос, Матерь Божия и святой Иосиф. Если верить этой теории, иконе почти две тысячи лет. В 1130 году образ Богородицы привезли в Россию из Византии.

Почему икона называется Владимирской?

В 1155 году Юрий Долгорукий выделил в пользование своему сыну Андрею город Вышгород. Но князь Андрей задумал самовольно покинуть пределы Киева, а икону, находившуюся при монастыре, как особо почитаемую святыню, похитить и перенести в новые земли, как бы призывая туда благословение Божие. Подговорив священника и диакона, князь Андрей ночью унес икону и отправился в ростово-суздальские земли. Но до Ростова он не довез икону. Не доходя нескольких верст до Владимира, словно перед невидимой преградой, лошади остановились. И как не старались слуги сдвинуть их с места, ничего не получалось. Это явно был знак Божий. Князь молился Пресвятой Богородице, каялся, считая случившееся наказанием за похищение. А ночью ему явилась Сама Богоматерь. Она велела оставить святыню во Владимире. Во Владимире князь Андрей построил собор Успения Богородицы и перенес в него икону, щедро украсив ее оклад. Именно с этого времени за образом закрепилась наименование Владимирской иконы

 

Владимирская икона Божией Матери. Чудотворная икона.

 

По поверьям, Владимирская икона Божией Матери защищает русскую землю от захватчиков, голода и эпидемий.

 

В честь трех самых значимых событий и в память об избавлении русской земли от иноземных захватчиков в церковном календаре выделили три даты для празднования Дня Владимирской иконы Божией Матери.

 

3 июня – избавление Москвы от власти хана Мехмед Гирея в 1521 году;

6 июля – избавление столицы Руси от ханского ига Ахмата в 1480 году;

8 сентября – бегство войска хана Тамерлана в 1395 году.

 

3 июня. Согласно церковной истории, Владимирская икона Божией матери помогла и в противостоянии с крымским ханом Мехмед Гиреем в начале XVI века. В этот раз чудотворной силой образа воспользовался князь Василий III. С тех пор 3 июня церковь славит Пресвятую Богородицу, а этот день считается праздничным.

 

6 июля. Второе историческое событие, связанное с иконой, описано в учебниках истории. Это победа над войском хана Ахмата в 1480 году на реке Угре (известно как стояние на Угре).

1480 год – историческая дата. Иван III перестал платить дань ордынцам. Монголы большим войском явились на Русь и расположились вдоль реки Угра. Великий князь Иван III повелел принести на берег чудотворную икону и отслужить молебен. Два войска стояли напротив друг друга, их разделяла только река, которую в русском народе назовут поясом Богородицы. Татарский хан Ахмат так и не решился начать сражение и отступил. Этим событием, кстати, завершилась многовековая история ордынского ига на Руси Русь избавилась от ига татар.

 

8 сентября. Эта история относится к концу XIV века. Тамерлан, известный своей жестокостью и беспощадностью к врагам, вплотную подступил к Москве с превосходящими силами. Над Русью нависла угроза. Тогда для поддержания морального духа людей в Москву отправили Владимирскую икону Богородицы. 10 дней добровольцы шли с иконой, плакали и молились. 8 сентября образ прибыл в Москву и случилось чудо: войско Тамерлана развернулось и отступило. Почему? По преданию, прославленный завоеватель увидел во сне Деву в окружении ангелов с огненными мечами, которая приказала ему оставить Москву. Утром на совете решили, что это знак свыше, и Тамерлан дал приказ отступить. Столица Руси была спасена.

Владимирская икона Божией Матери является символом надежды и спасения для русских православных. Перед чудотворным ликом молился царь Иоанн Грозный накануне боевых сражений, а возвращаясь, служил перед ней благодарственные молебны. С Владимирским образом Богоматери верующие звали занять трон Бориса Годунова. С ним же митрополит Москвы встречал полки Минина и Пожарского, которые освободили Кремль от польских войск в 1613 г.

С 16 века древняя икона постоянно находилась в Москве. Избрание глав русского духовенства происходило обязательно при участии главной святыни.

Много бед и военных событий пришлось испытать нашей стране. И всегда покровительницей православного народа являлась и является Пресвятая Богородица.

 

Сейчас Владимирская икона Божией Матери находится в Храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В советские годы святыню поместили в музей, но позднее при галерее появился храм — там и оставили реликвию.

В Успенском соборе Московского Кремля хранится список Владимирской иконы Божией Матери именуемой «Запасная Владимирская». Авторство иконы приписывается Андрею Рублеву, но нет достоверных сведений о том, был ли знаменитый иконописец причастен к созданию этого образа.

 

Что означает подвизаться в православии? Подвизаться – значит проходить какой-либо подвиг, или совершать какое-либо трудное дело во спасение души

 

Иконография образа Владимирский лик Богородицы относится к типу «Умиление» – по-гречески – Елеуса (милостивая). Это самый лирический из всех видов иконографий Богородицы. На иконе Божия Матерь умиленно наклонена к Сыну. Она просит у Него милости для всего человечества. Голова Марии склонена ко Христу, а Он обнимает Ее. Нимбы Царицы Небесной и Богомладенца соприкасаются, так выражено соединение земного и небесного. Три звезды на мафории Марии символизируют Святую Троицу. У данного образа есть характерная особенность, отличающая ее от других икон типа «Умиление» – изображение обнаженной пяточки левой ножки Богомладенца. Это очень трогательное написание Матери и Младенца. Богородица предстает как символ человеческой души, стремящейся к близкому общению с Богом. Взор Пресвятой Богородицы и милостивый, и всепрощающий, и сострадательный, и страдающий. По предсказанию Симеона Богоприимца, Ей известно, какая печаль ожидает впереди. Но Царица Небесная является Матерью всего человечества, и этот взгляд полон любви ко всем людям.