Достаточно много слов в нашем языке, которые «пришли» в наш язык из разных языков мира, где они были образованы от слов (я чаще от корней слов), которые имеют «цветную» историю. Часто это были даже цепочки слов, в результате которых появились слова, хорошо нам знакомые и даже если вы не знаете точной «родословной» какого-то слова, вы интуитивно понимаете его значение. Нам кажется, что очень интересно познакомиться с некоторыми такими словами. При подготовке материалов мы воспользовались замечательной книгой «Этимологический словарь русского языка» (авторы: Н.М. Шаманский и Т.А. Боброва) и рядом других источников.

 

Мы также вспомним историю чернил и материалов, на которых писали люди. 

 

Название цветов и оттенков

  1. Алый (из разных языков) – буквально «цвета пламени».
  2. Багровый – красная краска, красный цвет. «Огонь, пламя», буквально «цвет пламени».
  3. Белый – в древних языках – «светить, блестеть». Буквально «блестящий» или «светлый».
  4. Бледный – первоначально от слов со значением «блеск, блекнуть» и затем от слова «белый».
  5. Бордовый – темно-красный, цвет вина бордо (по названию г. Бордо).
  6. Голубой – цвет голубя.
  7. Зеленый от старославянской основы со значением – «растение, злак».
  8. Золотой, золото – от индоевропейского корня в значении «жёлтый»; буквально «желтый металл».
  9. Коричневый от «коричный» «корка, корица». 

11. Лазурь – происходит от греческого слова lazourion, восходящего, в свою очередь, к персидскому lājwärd — «синий камень»; один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

  1. Лиловый от французского «сирень, лиловый».
  2. Оранжевый – из французского языка, слово со значением «апельсин». Оранжевый – «цвет апельсина». Оранжерея – «апельсиновая плантация».
  3. Охра – из греческого – «желтый». Охры желтые – светлая, золотистая, темная и др. были известны с древнейших времен. Очень светостойки, обладают различной красящей способностью в зависимости от состава и дисперсности.
  4. Палевый – от французского слова «солома». Палевый – буквально – «цвет соломы».
  5. Пегий – общеславянские «пёстрый», «пятно»; буквально – «с пятнами».
  6. Пунцовый из польского, а затем французского – от слова «павлин». Пунцовый в таком случае буквально – «цвет блестящего оперения павлина».
  7. Рыжий от общеславянского – «красный». 
  8. Серый от древнерусского – «седь», индоевропского «сив»сивый.
  9. Синий от основы «сиять». Буквально – «блестящий, сияющий».
  10. Тёмный – «тьма», «тень».
  11. Ультрамарин – «синий более чем море».
  12. Фиолетовый «цвет фиалки»; от латинского – «виола».
  13. Хаки – из персидского «земляной цвет».

 

Название цветов, оттенков, характеризующих цвет и внешний вид волос людей и масти животных 

  1. Белобрысый – сочетание слов – «белая + бровь».
  2. Белокурый«белая пыль» с исходным значением «будто покрытый белой пылью».
  3. Блондин – от французского «белокурый».
  4. Брюнет – от французского «коричневый, смуглый».
  5. Вороной – общеславянское. Буквально – «цвет ворона, вороны».
  6. Гнедой – в одних языках от слова «смуглый», в других от слов со значением – «разжигать (огонь), подрумянивать». В таком случае «гнедой»– буквально «цвет огня, темно-рыжий».
  7. Карий – от турецкого «черный».
  8. Негр-– от французского «черный».
  9. Рдеть – от общеславянской основы что и «руда – рыжий»; латинского. – «красный». 
  10. Румяный – от корней «руда, рдеть»; «багряный».
  11. Русый – от основы «руда, рыжий, рдеть». Русый – буквально «рыжий».
  12. Седой от индоевропейского - «серый».
  13. Сивый«серый, синий».
  14. Смуглый от древнерусского «темный, смуглый». Смага – «огонь, пламя, копоть». 
  15. Шатен – темно-русый; от латинского «каштан».

 

Название животных (животные, птицы, насекомые)

  1. Белка (Белая белка). Животное получило название по цвету меха – белый – очень редкой и дорогой породы. Такая редкая порода белок существовала в Древней Руси.
  2. Белёк – новорождённый детёныш гренландского или каспийского тюленя, покрытый белоснежным мехом.
  3. Белуга (рыба) – получили название по цвету мяса.
  4. Белуха (вид зубатых китов из семейства нарваловых). Окраска взрослых белух белая – отсюда и название.
  5. Бобр – от европейского корня, имеющего значение «коричневый, бурый». Животное названо по цвету своей шерсти.
  6. Галка – от «гал» – «черный» (древнеславянское).
  7. Голубь – в разных языках – «желтый, серый, пепельный». Птица названа по цвету оперения.
  8. Жучка – кличка от слова со значением «черная собака» – от первоначального значения «черный, как жук». 
  9. Каракал – от тюркского «кара-кылак» — «черное ухо». Это одно из названий степной рыси.
  10. Каракурт – от тюркского karakurt, буквально «чёрное насекомое».
  11. Колли – «шотландская овчарка» - coale dog «черная собака» от слова coal – «уголь». Названа по цвету шерсти – «черная как уголь». 
  12. Кошениль – это насекомые и алое красящее вещество, которое получают их этого насекомого. Пришло из французского cochenille – «краска»; в итальянском, латинском, греческом имеет значение – «ярко-красный, багряный». Кармин – «красная краска» от франц. carmin, от арабского кирмиз – «кошениль» и латинского minium – «киноварь, красный краситель», добываемый из тел бескрылых самок насекомых – кошенили.
  13. Ласка (животное). От основы со значением «желтоватый». Животное получило название по цвету шерсти.
  14. 14.Лебедь – от общеславянского «белый».
  15. 15.Лиса – одна из версий – слово образовано от корня «лисый» – «желтоватый» (в таком случае животное получило название по цвету шерсти).
  16. Малиновка – от корня «красный». Птица получила название от малинового цвета оперенья горла и грудки.
  17. Олень – от древнеславянских слов «бурый, желтый». Животное названо по цвету шерсти.
  18. Рысь – от основы «руда, рыжий»; буквально – «рыжая».
  19. Рябчик – от слова со значением – «пестрый». Птица названа по характеру своего оперения. Слово «рябой» имеет тоже значение - «пестрый».
  20. Саранча – от тюркского «жёлтый». Насекомое получило свое название по своей окраске.
  21. Сарыч – от тюркского – «желтый»; птица названа по цвету оперения. 
  22. Селезень. Связано с древнерусским словом «сльез» – «мальва». Самца утки называли по цвету оперения, схожим с цветом растения мальва.
  23. Сойка – по светлому, сверкающему оперению.
  24. Соловей – от древнерусского «соловый» – «желтовато-серый»; птица названа оп цвету своего оперения. 

 

Название растений

  1. Белена – от слова белый. Растение названо так за серо-зеленый беловатые листья.
  2. Береза«светлый, ясный»; буквально – «дерево с белой корой».
  3. Брусника – от утраченного слова со значением «краснота, пурпур». По цвету ягод. Аналогично – голубика, черника.
  4. Гиацинт – от греческого слова в значении «фиолетовый сабельник». По преданию, цветок назван по имени убитого греческого юноши, любимца Аполлона. Из его тела Аполлон вырасти этот цветок.
  5. Голубика«голубой»; по цвету ягод.
  6. Гроздь – буквально – «зеленая века», «кисть».
  7. Зелье – от «зель» – «трава, зелень». Первоначально – «зеленая трава», затем – «лекарственная трава» и «отрава».
  8. Злак из старославянского того же корня, что и «золото, желтый».
  9. Ирис – от греческого «радуга». Растение получила название по своей многокрасочности.
  10. Калина – от слова в значении «черный». Кустарник получил свое название по цвету его спелых ягод.
  11. Карагач – Южное лиственное дерево, вид вяза, с плотиной шаровидной кроной, дающей густую тень; от слов «черное» и «дерево».
  12. Кизил от турецкого «красный, алый». Растение получило название по цвету своих ягод.
  13. Лебеда от слова «белый» – название растения по белому цвету его листьев в их нижней части. 
  14. Левкой из немецкого языка куда пришло это слово из греческого – «белая фиалка».
  15. Лён от общеславянского – «синеватый».
  16. Лилия от латинского – «белая лилия».
  17. Малина от слов «темный, цветовые оттенки», «иссиня-пурпурный»; названа по цвету спелых ягод. 
  18. Марена (крапп) — краситель, который содержится в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum). Марена красильная — многолетнее травянистое растение семейства Мареновых. «Rubia tinctorum» — латинское название марены. Оно происходит от слов rubber —«красный» и tinctorus — «красильный», что полностью соответствует свойствам и внешнему виду корней растения из которых получают краситель. А название марены происходит от праславянского слова марати — «пачкать», «красить». Цвет: красный, кирпичный, охряной, малиновый, оранжевый. 
  19. Мальва от латинского «растение с цветками разных оттенков».
  20. Олеандр от латинского в значении «розовое дерево».
  21. Ольха – от древних языков со значением – «светлый, желтый». Дерево названо по цвету коры.
  22. Помидор от латинского «золотое яблоко» = «желтое яблоко».
  23. Рыжик – гриб. Рыжий от общеславянского «красный».
  24. Рябина – древнерусской основы – «бурый», индоевропейская – «бурый, темно-красный цвет». По цвету спелых ягод.
  25. Слива от индоевропейского – «синеватый».
  26. Сосна. Индоевропейский корень в значении «серый»; по цвету коры.
  27. Хризантема – греческий буквально «золотой (желтый) цветок».
  28. Черемуха от корня «темно-красный» – по темно-красному (смуглому) цвету ягод.
  29. Черешня – «черный»; по цвету ягод.
  30. Шафран — пряность и пищевой краситель оранжевого цвета, получаемый из высушенных рылец цветков шафрана посевного (Crocus sativus). Слово «шафран» произошло от латинского safranum, которое, в свою очередь, имеет три версии происхождения: 1. от персидского слова 'ferân («желтый цветок»); 2. от арабского za'farān —производного от прилагательного, «желтый»;3. от персидского zarparān, которое переводится как «имеющие золотые рыльца».

 

Слова, связанные с общими понятыми цвета, тканями, минералами, веществами

  1. Байка (в разных языках, в том числе и голландском – «шерстяная ткань» – ткань, но свое название получило от латинского – буквально «светло-коричневый». Ткань получила свое имя по исходному цвету.
  2. Белье«накрашенное (белое) полотно». Позже получило значение всякое белье (постельное, нижнее).
  3. Йод. От греческого «цвета фиалки, фиолетовый». Название ввел французский ученый-химик Гей-Люссак по цвету паров йода.
  4. Каракуль. От названия города-оазиса Кара кул – «черное озеро» – в Бухарской области, где начали выращивать эту породу овец. 
  5. Киноварь – название краски восходит к греческому «киннобарис», что означает «кровь дракона».
  6. Колорит от итальянского «красить, окрашивать». «Колор» – цвет. 
  7. Лакмус. Это слово, имеющее значение «красящее вещество, способное менять цвет», было заимствовано из голландского, где lakmoes — образовано сложением lak (от глагола leken — «течь») и moes — «краска»: краска, пропитывающая бумагу.
  8. Лазурит — также: лазуревый камень, ляпис-лазурь или лазурик, реже бухарский камень. Название этого камня «ляпис-лазурь» (лат. «lapis-lasure») появилось ещё в раннем Средневековье, обозначая его как «лазурный камень». Слово «лазурь» (лат. lasure) происходит от персидского «синий камень, лазурит». Лазурит в Средневековье называли ляпис-лазурью.
  9. Изумруд - Слова проходят иногда сложный путь, прежде чем попасть в тот или иной язык и обрести там свое значение и звучание. Греческое smaragdos было заимствовано тюркскими языками и приняло там такой фонетический вид (например, в турецком, где zumrud означает «зеленый драгоценный камень»), который и обеспечил современное звучание этого слова в русском языке.
  10. Малахит – минерал получил свое название по цвету листьев мальвы. 
  11. Индиго. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель. Индиго был очень популярным синим красителем в эпоху средневековья и Возрождения. Начиная с ХVI века он широко применялся в живописи. С начала ХХ века стали производить искусственное индиго, не уступающее по своим качествам натуральному. Дети индиго — псевдонаучный термин, впервые введённый экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Детям индиго приписывают множество различных свойств, такие как: высокий уровень интеллекта, необычайная чувствительность, телепатические способности и многое другое. Утверждается также, что «дети индиго» будто бы представляют собой «новую расу людей». Явлению «детей индиго» были посвящены несколько фильмов и большое количество книг, но многие авторы расходятся во мнениях и представлениях. Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена.
  12. Порфира – от греческого значения «багряная». Имеет ряд значений: 1. Порфира (водоросль) — морская красная водоросль. 2. Порфира, или пурпур, — краситель различных оттенков тёмно-красного цвета.3. Порфира – мантия, которую надевали царствующие особы.
  13. Пурпур – ценная краска темно-багрового цвета, употреблявшаяся в древности для окрашивания тканей. Название через немецкий из латинского purpura от греческого πορφύρα. – «порфира». Пурпур (от латинского purpura — пурпур, греческого Πορφύρα). Получают из тела моллюсков- иглянок. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: огненно-красный, красный, багряный, фиолетовый, пурпурные оттенки.
  14. Радуга от древнерусского, возможно «пёстрая дуга» или «рад (радость)».
  15. Руда от общеславянского «рыжий» и «красный».
  16. Ситец – от основы «пестрый»; первоначальное – «полотно пестрого цвета».
  17. Хлор – «желтовато-зеленый»; газ назван по своему цвету.
  18. Хром – «цвет, краска»; хром поучил свое название по яркой окраске хромовых солей.
  19. Червленый от слова «красить», производное от слова «красная краска» - которая готовилась из определенного вида червей.

 

Канцелярская история

  1. Альбом – латинское «белая записная дощечка»; покрытая белым гипсом доска, на которой жрецы вели летопись.
  2. Бланк от французского «пробел» (на бумаге), от раннего слова «белый».
  3. Карандаш – из тюркского «черный камень».
  4. Миниатюра – из итальянского «киноварь; буквально – «рисунок киноварью».
  5. Пробел«белый»; буквально – «белый промежуток».
  6. Рубрика – от слова «красный». Заглавия и разделы рукописей раньше начинались с буквы, написанной красной краской.
  7. Чернила – от слова «чернить»; буквально «черная краска» (для письма). Ниже вы прочитаете интересную информацию о чернилах и бумаге.

 

Разное, но очень интересное

  1. Аксакал – старейшина, уважаемый человек из татарского «белая» и «борода».
  2. Альбинос – происходит от французского albinos, далее из португальского albinos «беловатые» из португальского albino «беловатый».
  3. Бланманже — блюдо французской кухни. По-французски blanc — «белый» и manger — «есть». Этот изысканный легкий десерт просто тает во рту. Если переводить название с французского, то буквально оно означает — «белое кушанье».
  4. Болото – у разных народов со значением «белеть, бледность». Считают, что болото получило свое название по белому цвету растущих на нем мхов.
  5. Граница – производное от общеславянского слова «грань», «ветка» (как межевой знак), того же корня, что и слово имеющее значение «зеленый». В англ. grin – «зеленый»; grass – «трава».
  6. Золаот латинского «серый».
  7. Золушка – имя от слова «зола».
  8. Золотуха от слова «золотой». Болезнь получила название по окраске кожи больного – желтая.
  9. Ириска – «сорт конфет». Название восходит к ботаническому «ирис». Конфеты получили свое название по пестрой окраске компонентов (сахара, шоколада, сливок), из которых они приготовлялись.
  10. Кандидат – буквально «одетый в белое».
  11. Карга – «злая старуха». В тюркских языках «карга» – «ворона»; «кара» – «черный».
  12. Краснодеревщик – столяр, изготовляющий высококачественную мебель из красного дерева или других дорогих сортов дерева.
  13. Лужа от древне-рус. «черный», «грязный»
  14. Перловый от немецкого «жемчужина». Перламутр – «раковина, мать жемчуга».
  15. Плесень от древнерусского «сероватый»; из других языков – «бледность». Плесень получила имя по цвету.
  16. Скарлатина от латинского «ярко-красная ткань».

 

Из истории чернил

«...Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной, но, когда они вышли, мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить». Эти строки из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» свидетельствуют о полнейшем неведении героя романа в чернильном вопросе, иначе Робинзон сумел бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества.

 

Давайте вместе вспомним историю чернил и материалов на которых писали люди.

Итак, чернила. 

Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью из сажи и масла. Корни папируса в Древнем Египте использовали для изготовления чернил – они их сжигали, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.

 

Камедь является представителем группы камеде-смол; продукт естественного происхождения. Главное свойство всех камедей – это их желирующая способность.

Существует следующая классификация камедей в зависимости от растений, из которых они вытекают:

1. Камеди акаций;

2. Камеди водорослей и мхов;

3. Камеди семян.

И сегодня эти вещества применяют в пищевой промышленности как стабилизаторы эмульсий и суспензий, а также в качестве загустителей, повышающих вязкость продуктов и напитков

 

В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. К сожалению, после высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.

 

В Европе чернила появились значительно позже, когда точно – неизвестно, но в III веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме.

 

Ещё древние люди заметили, что осьминоги и каракатицы в минуту опасности выпускают из специальных мешков маскировочную чернильную бомбу. Люди стали использовать чернильную жидкость головоногих для письма и рисования. Для этого мешочки с чернилами извлекались из тела осьминогов и каракатиц, сушились на солнце, перемалывались в пыль, смешивались со щёлочью, разогревались, обрабатывались серной кислотой, снова сушились на солнце и помещались под пресс. В результате перечисленных манипуляций получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок.

 

Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Галлами пользовались для бытовых, лечебных целей еще со времен Древней Греции, Рима. Из них изготавливали лекарства, использовали для дубления кожи. И ещё со времён Римской империи из них изготавливают чернила.

 

Благодаря купцам галлы поникли и в Европу.

 

Красные чернила.

В Греции и Древнем Риме в III в. до н.э. из киновари и пурпура изготавливали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража, которая собственной головой отвечала за сохранность чернил.

 

Процесс получения пурпура был действительно очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. Из раковин извлекали моллюсков и помещали их в соленую воду. Затем три – четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали ... всего один грамм краски! По приблизительному подсчету 1 кг пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых монет!

 

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил из них.

 

Для оформления религиозных книг византийские и русские писцы изготавливали золотые и серебряные чернила. Для этого небольшую горошину патоки соединяли с тончайшими золотыми или серебряными листочками. Полученная смесь тщательно вымешивалась до однородной консистенции и использовалась для письма. Затем мёд аккуратно вымывался, а нарядные золотые буквы оставались. В Швеции до сих пор хранится пурпурная библия, написанная серебряными чернилами на красном пергаменте. Возраст этой «серебряной» библии составляет около 1,5 тысяч лет.

 

По причине большой дороговизны красных чернил, широкое распространение получили совершенно иные и более доступные виды чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи, и для письма. Древнеримские художники делали чернила из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов, из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля, из пережжённых виноградных косточек. Интересно, что и до настоящего времени самая лучшая натуральная черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек!

 

В средневековой Руси появились свои рецепты создания чернил. Самый древний русский рецепт чернил – сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копчёные чернила". Столетием позже (XV век) пользовались чернилами из отвара коры дубильных растений – "вареные чернила". Оба этих типа писчих чернил применяли на Руси.

 

В XVI веке стали известны железные чернила. Из природных ингредиентов (коры) на квасе или сусле варили раствор, который потом наливали в горшки куда помещали разные железные обломки. Это все настаивалось и получались чернила. 

 

Кроме ореховой или дубовой коры, вскоре стали пользоваться чернильными орешками (галлами) – патологическими наростами на листьях различных растений.

 

Во II веке до н.э. в Пергамском царстве (Малая Азия) был изобретен новый материал для письма, получивший название «пергамент». Его получали из обработанной специальным образом кожи молодых животных: ягнят, телят, козлят. 

 

Кожа не впитывает влагу, поэтому чтобы писать на ней нужны были чернила, которые должны прилипать к пергаменту и сохраняться в течение длительного времени. Каким-то образом были изобретены железистые чернила. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов (галлов) с добавлением камеди - железистые чернила.

 

Железистые чернила (также железо-галловые или орешковые чернила) представляют собой красно-чёрные или коричнево-чёрные чернила, изготовленные из сульфата железа и танинов, полученных из галлов «чернильные орешки».

Собственно, наличие дубильных веществ в галловых орешках и привело к тому, что их стали добавлять при изготовлении чернил, которые состоят из четырех основных компонентов: галлов (чернильных орешков), железного купороса, камеди и воды. Потому и называются они железо-галловые или железистые.

Подвергаясь воздействию воздуха, железо-галловые чернила темнеют еще больше на страницах рукописных книг. В отличие от довольно легко стирающихся угольных чернил, железо-галловые хорошо впитываются в пергамен. Они также более прозрачны и блестящи.

 

В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. 

 

Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В XI веке приоритет отдавали красным чернилам, в XIII к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине XIV века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре. 

 

До сих пор не разгадана загадка рубиновых, сапфировых и перламутровых чернил, которые получили название «чернил драгоценных камней». Рецепт изготовления таких чернил в строгой тайне хранили монгольские монахи.

 

На Руси (и не только на Руси) научились изготавливать красные чернила из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква разрисовывалась красными чернилами в виде картинки. Это облегчало деление текста на главы и его восприятие. На Руси писали и киноварью – это были очень дорогие красные чернила.

Кстати, впервые, красная строка была использована в Египте, где красной краской начинали новый абзац, остальной текст был черного цвета.

На Руси же выделялась только одна заглавная буква, при чем писали ее красиво и сам шрифт отличался от шрифта всего текста.

 

В XVIII веке вместо "железен" появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".

 

В 1847 году немецкий химик-органик профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в Мексике и на островах Карибского моря. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил.

 

В 1938 году венгерский художник Д. Биро и его брат (по специальности химик) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику под давлением поршня. Позднее в соседней Австрии заменили жидкие чернила их модификацией – чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилось, казалось бы, бессменное служение величайшего и простейшего изобретения человечества - жидких чернил.

 

Материалы предшественники бумаги

В древности для письма использовались материалы, которые можно назвать предшественниками бумаги: дерево, кость, камень, глина, воск, металл, папирус, пергамент и т.д.

Еще со времен Каменного века на скалах и стенах пещер сохранились нанесенные первобытными людьми знаки и рисунки – петроглифы. На костях убитых животных вырезались пиктограммы.

 

С появлением первых цивилизаций возникает письменность в виде иероглифов и клинописи. В качестве материалов для письма применялись каменные плиты, деревянные таблички, а с зарождением металлургии и металлические пластины. В Междуречье шумеры начали использовать для клинописи глиняные таблички, которые после обжига становились очень долговечными.

 

В Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. создали папирус, который можно считать настоящим предшественником бумаги. Его изготавливали из одноименного тростникового растения, растущего в долине Нила. Использовалась нижняя часть стебля, которую освобождали от наружного слоя, сердцевину разрезали на тонкие полоски, которые потом выдерживали в воде. Уже размягченные полоски прокатывали каталкой по доске, опять замачивали, еще раз прокатывали, а затем снова ставили в воду. Полученные, таким образом, полупрозрачные слои волокна укладывали поперечно относительно друг друга, сушили под прессом и разглаживали камнем. Получившиеся листы полировали с помощью слоновой кости и склеивали в свитки.

 

Папирус был очень легким и удобным при транспортировке. Из Древнего Египта папирус в больших количествах вывозился в страны Средиземноморья, оставаясь до V века н.э. одним из основных материалов для письма. Активно использовался до XII века.

 

Древнегреческое слово papyros (латинское papyrus) произошло от древнеегипетского papu, которое в переводе означает «царский». Позднее слово папирус вошло в европейские языки, обозначая бумагу. Например, бумага по-английски — the paper, по-немецки — das papier, по-французски — le papier.

 

Во II веке до н.э. в Пергамском царстве (Малая Азия) был изобретен новый материал для письма, получивший название «пергамент». Его получали из обработанной специальным образом кожи молодых животных: ягнят, телят, козлят. 

 

Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. э. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме (город в Малой Азии) местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент». От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались. На пергаменте было легче писать, текст можно было смыть и нанести новый, причем с обеих сторон. В тоже время он был сложным в изготовлении и дорогим материалом. Но хранить книги из этого материала было проще и дешевле, чем папирусные свитки. Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус.

Чем тоньше был пергамент, тем он дороже стоил. Первоначально из пергамента формировали свитки, но позднее научились из его листов сшивать книги.

 

Такие качественные материалы, как папирус и пергамент были дорогими, поэтому также для письма использовали кору деревьев, пальмовые листья, ткани, а также восковые дощечки.

Основа для восковой дощечки изготавливалась из дерева (реже из слоновой кости), в которой делалось специальное углубление – в него заливали растопленный воск. По застывшему воску писали стилем – металлической палочкой. Текст можно было легко стереть ее тупым концом. Однако данный материал не обеспечивал длительное сохранение текста.

Впоследствии изобретение и распространение бумаги, которая оказалась более дешевым и практичным носителем информации, привело к вытеснению вышеназванных материалов для письма, а также значительно расширило использование письменности.

 

Бумага изобретение древнего Китая

Первым великим изобретением древнего Китая считается бумага. Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань – Цай Лун в 105 г. н.э.

В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тыс. до н.э. (династия Шан).

В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь «сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору». 

 

С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук, а бумажное производство достигло гигантских масштабов (одни торговые управление потребляли ежегодно около 1,5 млн. листов). 

Изготовлялась как писчая бумага, сырьем для которой служили кора тутового дерева, рами, водоросли, так и различные изысканные сорта бумаги, для изготовления которой использовалась, например, кора сандалового дерева, придававшая ей стойкий аромат. 

Для бытовых нужд бумага делалась из риса или пшеничной муки (например, бумажные обои или туалетная бумага). Поскольку китайская бумага хорошо впитывает тушь, она была идеальна для живописи и каллиграфии. 

 

Технология производства изменилась в X в., когда вместо коры тутового дерева для изготовления писчей бумаги стали использовать бамбук. Срезанные весной ветви бамбука долго вымачивали в воде, после чего кору отделяли от волокон, смешивали древесину с известью и полученную массу высушивали. 

Но с появлением дешевой бумаги, произведенной промышленным способом, с середины XIX в. кустарное бумажное производство стало быстро сокращаться.

 

Книгопечатание изобретение древнего Китая

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Но это отдельная история и пока мы об этом говорить не будем.