Список произведений.

  1. Кот Баюнмифическое животное русских народных сказок и преданий.
  2. «Кот в сапогах» Ш. Перро
  3. «Котёнок по имени Гав» Г. Остер
  4. «Приключения кота Леопольда: Бурный поток» А. Резников
  5. «Серебряное копытце» П. Бажов
  6. «Кошкин дом» С. Маршак
  7. «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что» (русская народная сказка)
  8. Вступление к сказочной поэме «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин (это вы прочитаете сами)

ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  

Кот Баюн мифическое животное русских народных сказок и преданий.

Читая русские народные сказки легко заметить, что в них кошка — чуть ли не самое смышленое животное. А Кот Баюн — особенное животное.

 

Кот Баюн — мифическое животное русских народных сказок и преданий. 

Кот обладает волшебным зачаровывающим голосом, благодаря которому он усыпляет героев, пытающихся его поймать. Считается, что Кот Баюн обладает силой целого войска солдат, он одет в железную оброню и у него железные зубы и когти. Кот живёт на высоком железном дубу (или железном столбе) и поймать его можно только в волшебном железном колпаке, железных рукавицах и посадив его в железную клетку. Тому, кто всё же сможет его поймать, кот будет служить верой и правдой и рассказывать сказки, исцеляя больных от разных недугов. 

Во многих русских народных сказках главный герой получает задание поймать Кота Баюна. Такое поручение дается с целью «погубить доброго молодца», ведь встреча с Котом Баюном всегда смертельно опасна для простого человека. Если он не может противостоять Коту Баюну, то тот его убивает и съедает, но, если человек оказался бесстрашным и победил Кота Баюна, то он находит универсальное средство от всех болезней и недугов, ведь сказки этого животного обладают целебной силой. Добыть кота — великий подвиг.

 

Само по себе слово «баюн» означает «говорун, рассказчик, краснобай» от глагола "баять" — «рассказывать, говорить». Согласно поверьем, Кот Баюн восседает на высоком железном столбе (он символизирует пограничную зону между мирами - живых и мертвых) возле золотой мельницы.

Спускаясь по столбу, Кот Баюн поет. Когда же он поднимается по нему, то рассказывает волшебные сказки. У него очень сильный, звучный и громкий голос. Кот Баюн видит и слышит за семь верст. По желанию Кот Баюн может, замурлыкав, напустить на человека гипноз и заколдованный сон, который трудно отличить от смерти.

Живет он, согласно поверьям, за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной говорится о том, что Кот Баюн это домашний питомец Бабы Яги – он у нее живет.

 

Образ этого сказочного персонажа был очень популярен в русском лубке. Считается, что, если положить в колыбельку к ребенку фигурку Кота Баюна, он будет охранять и стеречь его сон от козней злых духов.

Несмотря на суровый характер Кота Баюна, женщина зовет Кота баюкать деток – к деткам он добр и усыпляет их с удовольствием.

 

Колыбельная песня «Котя, котенька, коток»
Русская народная песня. Обработка А. Метлова.

 

Котя-котенька, коток, 
Котя, серенький хвосток, 
Приди, котик, ночевать, 
Моё дитятко качать. 

Я тебе, коту, 
За работу заплачу, 
Беленький платочек 
Я на шею повяжу


Я тебе, коту, 
За работу заплачу, 
Дам кусок пирога 
И стаканчик молока.

 

Котя-котенька, коток, 
Котя, серенький хвосток, 
Приди, котик, ночевать, 
Моё дитятко качать.

 

Итак, мы разобрались, что женщины зовут Кота баюкать деток. Значит, он не живет вместе с людьми (его надо позвать!), он дикий лесной житель, более того, житель потустороннего мира. Или скорее пограничного мира. Отсюда в привычных нам сказках его нужно искать в тридевятом царстве, у Бабы Яги, в мертвом лесу, который всегда был границей между царством живых и царством мертвых.


Интересно также заметить, что образ Кота-рассказчика появляется в одной из самых известных сказок А.С. Пушкина, а именно в поэме «Руслан и Людмила». Помните:

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…»

 

У Пушкина кот учёный проживает в Лукоморье и ходит по дубу «направо-налево» (это искажение русской мифологии, в которой Кот ходит вверх-вниз: идет вверх – рассказывает сказку, предание; идет вниз — поет песню). Но мы простим великому поэту эту неточность, ведь это его авторский замысел.

 

ЛУБОК (лубочные картинки, лубочные листы, потешные листы) – недорогие картинки, отличающееся простотой и доступностью образов с подписями (в основном, графические) предназначенные для массового распространения, род графического искусства. Первоначально вид народного творчества.

Свое название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19–20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 – начале 20 вв., даже породив массовую лубочную литературу. Такая литература выполняла свою социальную функцию, приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои населения.