Орг. комитет надеется, что все участники игры с интересом отвечали на вопросы Кота ученого и узнали много нового и интересного. Ведь девиз нашей игры: «Не знали – будете знать!»

Мы хотим дать ряд пояснений по вопросам, которые вызвали трудности у участников игры.

 

1-2 классы «Сказочные кошки и коты»

 

Обращаем внимание на вопрос № 8.

8. Из-за неосторожного обращения с огнем в доме Кошки начался пожар. Пожарная бригада начала его тушить. Из кого состояла эта пожарная бригада? Это…

А) бобры   Б) грачи   В) петухи   Г) бараны

 

Давайте вспомним текст: 

«Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним —
И вдруг заголосили:
— Пожар! Горим! Горим!
С треском, щёлканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.

Как увидели грачи
Это пламя с каланчи,
Затрубили,
Зазвонили:
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом.

……………………………….

Грачи
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!

 

Дальше по тексту грачи организовывают тушение пожара. И Свинья, и Коза, и Овца, и Баран помогли потушить огонь. Тогда Грачи призывают на помощь бобров.

 

Грачи
Ну, от этих толку мало —

Прибежали с чем попало.
Эй, работнички-бобры,
Разбирайте топоры,
Балки шаткие крушите,
Пламя жаркое тушите.
Вот уж скоро, как свеча,
Загорится каланча!

 

Старый бобёр
Мы, бобры, народ рабочий,
Сваи бьем с утра до ночи.
Поработать мы не прочь,
Если можем вам помочь. 

 

Вывод: пожарная брига –грачи, а бобры помогали тушить пожар.

 

3-4 классы «Школа снеговиков»

 

В этой игре возникли вопросы к вопросу № 7.

7. Жили в Дедморозовке и разные птицы, а в амбаре жила полярная сова. Как её звали?

А) Снежинка   Б) Василиса   В) Марфа    Г) Муся

 

В книгах ряда издательств полярную сову зовут Гага. К сожалению, разные издания позволяют себе корректировать тексты, поэтому мы и выкладываем текст на сайте, чтобы не было подобных ситуаций и составляем вопросы ориентируясь на данный текст. Пожалуйста, на будущее учитывайте этот факт.

 

5-6 классы «Сказки, сказы и былины о богатырях и славных делах Руси»

 

Конкурс «Лукоморье» – это игра не по одному предмету. При составлении заданий мы стараемся обращаться к информации из разных областей знаний, чтобы изучить тему с разных сторон. Умение анализировать информацию из разных источников – важный навык для любого человека, который помогает ему ориентироваться в нестандартных ситуациях, поэтому мы составляем именно такие задания.

И, конечно, мы пытаемся вспомнить материалы по данной теме, которые участники изучали ранее. Например, вопросы № 7 и 8.

 

7. На картине «Богатыри» изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. А кто написал эту картину? 

А) Михаил Александрович Врубель   Б) Василий Иванович Суриков

В) Виктор Михайлович Васнецов   Г) Архип Иванович Куинджи

 

8. На этой картине у богатырей в руках оружие и одеты они в кольчуги. А как в Древней Руси называли головные уборы богатырей? 

А) шлем    Б) богатырка   В) шелом   Г) каска

 

С картиной «Богатыри» Виктора Васнецова вы познакомились еще в начальной школе на уроках чтения и разбирались в названиях оружия богатырей и как они одеты. Поэтому слово «шелом» вам должно быть знакомо. Кроме этого, читая сказки А.С. Пушкина (а их вы читали и до школы, и в начальной школе), это слово встречали в одной из сказок, а именно «Сказка о золотом петушке». И вот её фрагмент:

«Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве…»

Слово «шелом» приведено и в пояснениях к данной сказке. Если вы этого не знали, то теперь уже точно будете знать.

 

Очень интересным был вопрос № 27.

27. Так на Руси называли и купол церкви круглой или овальной формы, и плод цветка в виде коробочки, наполненной семенами. 

А) шпиль     Б) маковка      В) гридница       Г) паперть

 

Нам хотелось, чтобы вы понимали слова, которые встречаются в текстах. Вот фрагмент из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 

«Напоили Соловья, накормили; приготовился Соловей свистать.

  Ты смотри. Соловей, говорит Илья, ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

   Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев-град, захотел убить князя с княгиней, всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

  Что тут сделалось!

  Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется…»

 

Это же какой силы долен быть Соловей-разбойник, что от его свиста покривилась крыши теремов. А уж какой силы был Илья Муромец, что смог одолеть Соловья- разбойника! 

 

А ещё вы это слово встречали в сказках нашего великого писателя А.С. Пушкина. Он с большой любовью использовал слова, которые были в речи во времена Древней Руси. Фрагмент сказки о царе Салтане:

"Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись".

Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами

Блещут маковки церквей
И святых монастырей».

 

В сказках, сказах и былинах Древней Руси это слово встречается довольно часто. Так что вопрос про «маковку» мы предложили участникам не случайно. И чтобы уже разобраться с этим словом окончательно, давайте посмотрим значение этого слова в Толковом словаре Ушакова.

МА́КОВКА, маковки, жен.

1. Плод мака в виде округлой коробочки, наполненной семенами (бот.).

2. Церковная глава, купол круглой или овальной формы (разг.). Золотые маковки монастыря.

3. То же, что макушка. Настучать по маковке.

4. Маленькая булочка, посыпанная маком.

5. Конфета дешевого сорта из мака с сахаром.

 

И, конечно, отвечая на этот вопрос, нужно было «включить» и логическое мышление, сделать анализ слов, предложенных в этом вопросе.

 

А еще обязательно посмотрите в Толковых словарях значения остальных слов, которые даны в этом задании. Родной язык нужно знать!

 

7-11 классы «В царстве Флоры»

Мы попытались представить «цветочную» тему, обращаясь к разным областям знаний и надеемся, что участники получили огромное удовольствие, выполняя наши задания. 

 

Кот ученый готов приступить к разработке заданий игры-конкурса «Лукоморье-2021». Темы этих игр будут опубликованы на нашем сайте в конце мая. Так что летом можно будет начинать готовиться!